|
Древние поверья казахов
| |
elmidassitour |
Дата: Вторник, 11.12.2012, 16:50 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2975
Награды: 2
Репутация: 777
Статус: Offline |
Древние тюрки подразделяли мировую вертикаль бытия на верхний мир Тенгри (Небо), Срединный мир, где находилась Земля (Жер), текла Вода (Су), и Нижний, загробный мир. Поклонение Тенгри и Жер-Су создало первичные основы для тенгрианства - массового культа неба, где Тенгри был верховным божеством. Пастухи искали на небе яркую вечернюю (утреннюю) звезду Шолпан (Венеру), появление или исчезновение которой было сигналом для выгона или загона скота. Они придавали значение расстановке Семи разбойников (Жеты каракшы), Большой Медведицы, находили у скотовязи Темир казык (Полярную звезду) и т.д. Примат звезды Шолпан был настолько важен, что древние чабаны считали эту звезду прародиной всех землян, на которой находятся души еще не родившихся, будущих людей. Луна, принимавшая в периоды полнолуния лик старушки, была хозяйкой Вселенной. Такое сочетание реальности небесного объекта и его духовной символизации очень характерно для верований предков казахов. Для них по Небу мчались на небесных колесницах высшие существа, а каганы тюрков были на «Небе рожденными», вели оттуда свою родословную. Жер-Су также была объектом поклонения. Она заботилась о сохранении рода, даровала пищу, спасала в тяжелые времена от голода и бедствий и потому наделялась божественными чертами. Поскольку большинство казахов исторически вышло с Алтая, то эта горная страна тоже закономерно стала предметом поклонения, центром мироздания для тюрков. Алтай был местом встречи Жер-Су с духами предков родов. Здесь находилось Молочное озеро (Сут кол), на вершине стоял Алтын Бай терек - священный золотой тополь, объединявший Срединный мир с Небом, то есть служивший Жер Тенгри киндиги (пуповиной Земли и Неба). |
|
| |
elmidassitour |
Дата: Вторник, 11.12.2012, 16:50 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2975
Награды: 2
Репутация: 777
Статус: Offline |
В озере Кызыл-кол (Красное озеро) плавала знаменитая рыба Кер балык, внутри которой находились зародыши всех живых существ, в том числе и людей. Кер балык передавала их Жер-Су, а та, в свою очередь, - духам-покровителям родов, которые распоряжались их судьбой по своему усмотрению. История происхождения гуннов показывает, что Алтай - это Хантайские горы, куда волчица принесла мальчика без рук и ног, изувеченного врагами, выходила его и родила от него первых тюрков. Окружающий мир представлялся тюркам враждебным, а потому исходными были ощущения своей земли, своего пространства, которое вначале представлялось четырехугольным, и по всем углам стояли народы, глубоко ненавидящие тюрков, а потому постоянно находившиеся в состоянии войны с ними. Это заставляло делить землю на свою и чужую, соответственно дружественную и враждебную. Земля, на которой живешь, и жили твои предки, вода, которая течет по этой священной земле, закономерно стали предметом поклонения. Родительское отношение Тенгри и Жер-Су к тюркам стало основой для их объединения в одном культе. Тенгри и Жер-Су считались супружеской парой. |
|
| |
elmidassitour |
Дата: Вторник, 11.12.2012, 16:50 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2975
Награды: 2
Репутация: 777
Статус: Offline |
Связь между Тенгри как верховным божеством, олицетворявшим в себе мужское начало (Небо-отец), и Жер-Су (мать Земля) может рассматриваться и как аналогия мужского и женского начал, ибо именно на Жер-Су возлагали надежды на плодородие, тучные нивы и стада. Именно с Жер-Су были связаны древние праздники пробуждения природы весной (начало календарного года - Наурыз), плодородия осенью. В тенгрианстве было и другое женское божество - Умай (буквально - «утроба», «детское место»), покровительница домашнего очага, детей, а позднее искусств. Этой богине соответствовали Монголии священная Этуген и древнеиндийская Ума. Богиня Умай представлялась древним тюркам молодой женщиной с серебристыми волосами, спускающейся с небес по солнечной радуге с золотым луком в руках - для охраны детей от злых духов. От Умай зависело рождение киси оулу (сынов человеческих). Добрая богиня сопровождала ребенка до совершеннолетия, воспитывала чувства и художественный вкус, обучала пению и другим искусствам. Молодые матери верили в то, что она по ночам навещает их детей и умывает их. Более того, считали, что душа ребенка до трех лет принадлежит богине Умай, поэтому словом «умай» обозначали в семье душу ребенка. |
|
| |
elmidassitour |
Дата: Вторник, 11.12.2012, 16:51 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2975
Награды: 2
Репутация: 777
Статус: Offline |
Этим же словом называли детскую пуповину, которую в особом мешочке подвешивали к люльке-бесик, что отражало просьбу о постоянном присутствии богини у колыбели. Думали, что после этого она всегда находится рядом с младенцем, а если он плакал или болел, значит, Умай покинула его. Отправляя детей, даже уже взрослых, в путь- дорогу, старые женщины непременно говорили на прощанье: «Умай-энеге тап-шырдам» («Поручаю тебя матери Умай»). Постепенно роль Умай в триумвирате Тенгри-Жер-Су-Умай начинает возрастать, ее возводят на престол рядом с Тенгри, что наблюдается на памятниках в Семиречье и Прииссыккулье, у них уже есть общий сын, изображенный рядом. Традиционным в это время становится обращение к царицам: «Умайтег огим хатун!» («Моя мать-царица, подобная Умай!»). Таким образом, в иерархии божеств древних тюрков Жер-Су уступает место Умай, а вот Тенгри всегда оставался верховным божеством. Это дает основания полагать, что древнетюркская религия была монотеистической, поскольку все божества имели центром своего притяжения всесильного Тенгри, который воздействовал абсолютно на все сферы бытия. Культ богини Умай сохраняется до сих пор у тюркских народов, ее именем называют картинные галереи и выставки, к ее помощи взывают повитухи при сельских родах. |
|
| |
elmidassitour |
Дата: Вторник, 11.12.2012, 16:52 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2975
Награды: 2
Репутация: 777
Статус: Offline |
В тенгрианстве со временем появляется многобожие. Еще два божества - Ала атты жол тенгри (бог пути на пегом коне) и Кара атты жол тенгри (бог пути на черном коне) - представляли собой различные ипостаси Тенгри в его, так сказать, кочующем, «походном» варианте. Одно из них испрашивало для народа благодать, другое организовывало государство по принципу еля, основанному не на кровнородственных связях, а на общности судьбы, территории, единых хозяйственных интересах. В Срединном мире, владениях Жер-Су и Умай, обитали и духи - властелины рек, степей, лесов и гор. Древние охотники и рыбаки, ремесленники, земледельцы издавна поклонялись духам этих промыслов, почитали духов-покровителей своего рода, одухотворяя окружающий мир, населяя каждый участок природы сверхъестественными силами, которые необходимо было задобрить. Кстати, обычай казахов и в наши дни делать жыртыс (рвать ткань на куски и привязывать ленты к деревьям или стенам святых мест, против чего категорически возражает ислам) восходит именно к этому архаизму, стремлению задобрить духов в конкретном месте. В тенгрианстве, кроме Верхнего и Срединного миров, был и Нижний мир, куда спускались души умерших. Согласно архаичным представлениям, в загробном мире их ждала не менее осмысленная жизнь, они могли влиять на судьбы живых в Срединном мире, а потому необходимо было оказывать им всяческие почести, восхвалять земные деяния, вспоминать только хорошее. Известная истина «о покойном либо хорошее, либо ничего» восходит именно к этому времени. Считалось, что душа умершего остается рядом с живыми по крайней мере 40 дней и наблюдает за родственниками, организующими похороны; к ней из Нижнего мира подключается душа близкого родственника, и они вместе 40 дней следят за ходом поминок, и, если удовлетворены, вместе уходят вниз. В Нижнем мире течет река Тоймадым, вся из человеческих слез, здесь владения злого Эрлика, бога смерти. |
|
| |
elmidassitour |
Дата: Вторник, 11.12.2012, 16:52 | Сообщение # 6 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2975
Награды: 2
Репутация: 777
Статус: Offline |
Он - старик «с атлетическим телосложением. Глаза, брови у него черные, как сажа, борода раздвоенная и опускается до колен. Усы подобны клыкам, которые, закручиваясь, закидываются за уши. Челюсти подобны кожемялке, рога подобны корню дерева, волосы курчавые». Питается он красной кровяной пищей и запивает ее кровью, а живет во дворце «из черной грязи» на берегу реки Тоймадым. Эрлик - главный злодей, ведь он часто посылает души покойников наверх, в Срединный мир, чтобы причинять пакости, а потому его надо задабривать. Сыновья Эрлика - Тас билекты, Бай Батыр, Караш, Жез билекты, Керей Каган, Темирхан и др., - хотя и были железноголовыми, с черными лицами, но в Срединном мире защищали людей, охраняли двери юрт в аулах, и в тенгрианстве к ним относились очень хорошо. Этого не скажешь о дочерях Эрлика, безнравственных, праздных бездельницах. Для древних тюрок Нижний мир был аналогичен Верхнему и Срединному. В Нижний люди закономерно поселялись по истечению земного срока. Души их вели здесь такой же образ жизни, как и на земле, проживая вместе с родственниками, умершими ранее. Ш. Валиханов писал: «На небе есть жители - люди. Они опоясываются под горлом; мы живем в средине на земле и носим пояс на средине тела, люди же подземные, у которых также свое солнце, луна и звезды, носят пояс на ногах». Это, конечно, не принижало верховности Тенгри, ибо от него зависело все в Срединном мире. Идиомы «Танир жарылкасын» («Да наградит тебя небо»), «кок танир соккан» («проклятый небом») и «кок соккыр» («чтобы не было неба») являются весьма характерными для древних верований казахов и употребляются по сей день. |
|
| |
elmidassitour |
Дата: Вторник, 11.12.2012, 16:53 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2975
Награды: 2
Репутация: 777
Статус: Offline |
Добрыми духами для древних людей были, прежде всего, духи предков (аруахи). Им приносили жертвы: то корову с луноподобными рогами и сережкообразными копытами, то белого барана с полоской на лбу или синего барана с раздвоенными ушами, то совершенно белого барана или первенца в стаде. Предметами поклонения были одинокие деревья, криво растущие кустарники, на которые навешивали куски ткани для задабривания духов. Звезды считались душами людей, и казахи с тревогой следили за падающей звездой, ведь это завершался жизненный путь одного из них. Степняки почитали овец, лошадей и верблюдов, которые сопровождали их в дальних кочевках, и пренебрежительно относились к коровам и козам, непригодным для походов. Лошадей с гнездами на гривах и в хвостах очень любили, считали, что они приносят удачу. Нельзя было убивать священных лебедей, филинов, сов, дятлов, синих ворон, кукушек. Добрыми духами были духи предков, они переходили в ураны, боевые кличи родов. А злые духи были обобщены - Албасты, Жезтырнак, Сорель, Жын, Конаяк и другие одинаково присутствовали у всех племен. Самым злым духом считалась Албасты, ее также часто называли Жезтырнак, ибо у нее были медные ногти. Муж Албасты, леший Сорель, часто меняющий свой облик, мучил людей щекоткой и, в конце концов, убивал. У Конаяка, проживающего в лесах, на островах, вместо ног были ремни. |
|
| |
elmidassitour |
Дата: Вторник, 11.12.2012, 16:53 | Сообщение # 8 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2975
Награды: 2
Репутация: 777
Статус: Offline |
Подкараулив путника, он обманом забирался ему на шею, обвязывал ремнями и гонял несчастного до тех пор, пока тот, как загнанная лошадь, не падал замертво. Отпугивали злых духов разными способами - кружением, ворожбой, обычаями (ырым), талисманами (тумары). Простейшим средством было кружение. Существует древнее поверье, по которому обойти больного означает принять на себя все его болезни и напасти. Отсюда известное казахское выражение «айналайын» - буквально «обойду тебя». Ш. Валиханов писал, что «в старые годы чадолюбивые отцы бегали с поясом на шее вокруг юрты, где лежал больной их сын, предлагая якобы себя небу, взамен больного...» Распространены были талисманы (тумары). К примеру, локтевая кость уберегала от волков и воров, голова, ноги и перья филина спасали от злых духов, от сплетен помогали камни «ишек-тас». Мусульманство, заменившее многобожие казахов единоверием, все-таки не сумело уничтожить архаические верования. Тенгрианство дожило до наших дней. В той или иной форме оно употребляется в народных сказаниях, в быту, в обрядах шаманизма, народной медицине и т. д. С его мифологическими темами и яркими образами, архетипами и прообразами, оно продолжает и поныне воздействовать на духовную жизнь казахского народа, будучи составной частью его культуры. |
|
| |
|
Авиабилеты на Мичуринском проспекте |
|
Акции 2014 года |
|
|